Письмо

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Богоявленский храм в селе Ширяево сгорел в конце XVIII веке. И почти сто лет в селе не было церкви, а значит и церковно – приходской школы. Об этом свидетельствует художник И.Е. Репин, который жил в Ширяеве летом 1879г с братом и друзьями Васильевым Ф.А. и Макаровым У.К.

Первая встреча с ширяевцами закончилась недоразумением. Репин начал рисовать девочек, сидящих на берегу Волошки (Ерика). Подошедшие женщины были поражены сходством. Они решили, что сам дьявол «на картинку их списывает». Девочек разогнали хворостиной. На шум прибежали мужики и потребовали с Репина «пачпорт». Но прочитать Академическое свидетельство с печатью не смогли, т.к. в селе не было ни одного грамотного. На просьбу позвать дьячка ответили: «У нас церкви нет»! «и довольно нахально напирали на меня, готовясь «проучить».

Успокоились ширяевцы только тогда, когда писарь из Козьих Рожек прочитал им документ.

Художники остановились в Ширяеве, т.к. здесь было живописное место, а на берегу на отмели останавливались на отдых бурлаки, тащившие баржи с камнем из Царева Кургана в Симбирск и выше. Жители села тоже бурлачили.

Здесь Репин сделал много рисунков местных жителей и бурлаков. Его интересовали лодки – тихвинки, вид на Царев Курган, местное кладбище (мазарки) и само село на берегу Волги. Всё это он использовал при создании картины «Бурлаки на Волге».

В селе сохранился домик, в котором жили художники. Учительница – пенсионерка Португальская Александра Федоровна не могла сидеть без работы. И когда её выбрали председателем уличного комитета на ул. Самарской, она стала им читать лекции по истории страны и о знаменитых людях, в том числе о Репине «Далекое — близкое». Оказалось, что в Ширяеве помнят рассказы своих прадедов о быте художников, о солдатке Марье, которая не умела стирать и варить, о Меланье, привезенной из Вятки с куклами. И выяснилось, что одна из старушек, Вдовина Ефросинья Яковлевна, приходится правнучкой Алексееву, в доме которого жили художники. Она жила в этом доме до замужества. Помнит расположение комнат и вещей, которые описывает Репин.

И вот возникла мечта сделать музей Репина. Португальская А.Ф. обратилась за помощью в Управление культуры г. Жигулевска. Ей ответили, что Репин буржуазный художник и сохранять о нем память не следует. В Управлении культуры г. Куйбышева ей сказали, что надо доказать подлинность домика. Но в селе никаких документов не сохранилось.

Тогда Пртугальская обошла всех старейших жителей села и собрала подписи, подтверждающие, что именно в доме № 14 по ул. Советской жили художники в 1870г.

Но чиновники снова нашли препятствие – дом старый и аленький, для музея не годится.

Тогда Португальская обратилась в Москву.

Эта переписка длилась около шести лет. И только в 1972г. Управление культуры г. Куйбышева под давлением из Москвы вынесло решение увековечить память о пребывании Репина в селе Ширяево, но не созданием музея (т.к. на это требовалось много денег), а памятной доской. И повесили её не на домик, а на школу, чтобы ученики взяли над ней шефство. Она и сейчас весит там.

На открытие доски присутствовали художники из Куйбышева и директор Куйбышевского художественного музея Басс Аннета Яковлевна.

Доска убедила её, что домик подлинный, и она приобрела его в собственность музея. Начались долгие и трудные годы борьбы за сохранение домика. Открытие музея Репина состоялось в 1990г.

Приезжайте к нам в Ширяево летом. Вы сами убедитесь почему Репин выбрал для работы это село. Прочитайте его книгу «Далекое — близкое», и все им написанное вы увидите своими глазами. Вы окунетесь в эпоху XIX века, почувствуете дух этого времени, увидите предметы крестьянского быта, давно вышедшие из употребления. Музей очень интересный. Его посещают не только жители нашей страны, но из-за рубежа.

В 2000 году был у нас В.В. Путин и оставил свою восторженную запись. По рисункам Репина можно сравнить каким было село, и как оно выросло сейчас. И хотя люди в селе все грамотные, но церкви у нас нет, как и при Репине. В селе Ширяево осталось мало коренных жителей. Строительство храма им одним не осилить. А ведь именно им он сейчас особенно нужен.

Давайте, как в старые времена, построим храм всем миром.